СУАР занимает срединное положение в Евразии, его площадь — 1,82 млн кв², что составляет шестую часть территории КНР. Синьцзян имеет сухопутную границу протяженностью 5600 км с восьмью государствами: Монголией, Россией (западный участок российско-китайской границы, около 45 км), Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном и Афганистаном (около 80 км), а также Северными территориями индийского штата Джамму и Кашмир, контролируемыми Пакистаном. Регион граничит также с китайскими провинциями Ганьсу, Цинхай и Тибетский автономный район.
В древности по территории региона проходил Великий шёлковый путь.
Северную часть территории занимает песчано-суглинистая Джунгарская равнина, южную — Кашгарская равнина (Таримская впадина), в центральной части которой находится песчаная пустыня Такла-Макан. Между равнинами лежат высокогорные хребты Восточного Тянь-Шаня (высота порядка 7000 м).
Основные реки — Тарим, верховья Или, Иртыша. Основные озёра — Лоб-Нор, Баграшкёль, Эби-Нур.
Климат засушливый, резко континентальный, контрастный.
На территории расположено несколько объектов экотуризма,
8 пейзажных областей: Урумчи-Наньшаньский пейзажный район, Тяньчийский
пейзажный район, Каменный лес в Восточно-Джунгарской впадине, Алтайский
пейзажный район, Илийский пейзажный район, Баянголский пейзажный район,
Каши-Хотанский район, Хамийский пейзажный район.
История
История СУАР очень древняя и самобытная. На своей ранней стадии она тесным образом связана с союзом кочевых племен гуннов. «Зависимые от гуннов владения вскоре появились не только в бассейне р. Тарим,
но и много западнее. Одно из них упомянуто китайским историографом в
связи с событиями середины I в. до н. э.» . Таким образом, к началу
нашей эры историческая родина уйгуров
находилась под властью гуннов, которые были их наиболее древними
предками. Затем, «…в течение всего 1 тысячелетия нашей эры в Центральной
Азии и степной части юго-западной Сибири, в Семиречье
и на Тянь-Шане, в рамках общих для тюркской этнической среды процессов,
происходило сопряженное формирование культурных традиций, связанных с
собственно-тюркским, огузским, кыргызским и кипчакским этногенезом…
Группа токуз-огузских (уйгурских) племен в жестокой борьбе… все более
смещалась в сторону западной части Ганьсу и в Восточный Туркестан, уже в середине VIII в.
превратив Таримский бассейн в западную периферию своего государства» . К
середине VIII века произошло объединение и усиление девяти уйгурских
племен (токуз-огузов). В 745 году они создалиУйгурское государство,
центр которого находился на территории современной Монголии. Однако
территория страны была более обширной и включала в себя, в частности, и
северную часть современного СУАР.
Уйгурский каганат начал слабеть к середине IX века. По различным причинам, в том числе из-за междоусобиц, природных катаклизмов, падежа скота. В 840 году
каганат подвергся нападению енисейских кыргызов и был разгромлен.
Уйгуры бежали на юг, юго-запад и запад. По разному сложилась судьба
уйгурского народа. Та его часть, что переместилась на юг, в сторону
Китая, в результате была частично уничтожена, частично ассимилирована.
Те, кто переместился на юго-запад, создали Уйгурское Кянсуйское
(Ганьчжоуское) государство на территории современной китайской провинции
Ганьсу.
Те, кто переместился на запад, основали вместе с местными уйгурами,
которые всегда жили в этих местах, — известное в истории уйгурское
буддистское государство (Уйгурское государство Идикутов),
просуществовавшее почти 500 лет. Столицами этой страны были города Кочо (Турфан) и Бешбалык.
Кроме того, местные оседлые уйгуры примерно в это же время совместно с
другими тюркскими народами создали обширное государство Караханидов, со
столицей в Кашгаре. Таким образом, утвердившись в конце I тысячелетия в Таримском бассейне и Джунгарии один из тюркоязычных племенных союзов, уйгуры, стал основным населением региона.
Следует отметить, что возможность воссоздания государственности
уйгурами, переместившимися на юго-запад и запад, в отличие от тех, кто
двинулся на юг, объясняется тем, что в местах, куда прибыли эти два
потока уйгурских беженцев, уже жила часть их соплеменников. То есть
территории западнее и юго-западнее современной Монголии, и в то время
входили в состав Уйгурского каганата и это были земли уйгуров. Отсюда
совершенно ясно, что уйгуры, переместившиеся на юг, попали в собственно
Китай, и поэтому подвергались уничтожению или достаточно быстрой
ассимиляции. «Очень важными для исследователя являются и вопросы
возникновения феодальных отношений среди оседлых и кочевых уйгуров,
изучения истории становления их раннефеодальных государств (VI—IX вв), слияния кочевых уйгуров Орхона (Монголии) с оседлыми уйгурами Восточного Туркестана (в IX—X вв), создания уйгурами развитых феодальных государств: в Ганьсу — Ганьчжоуского, в Турфанском оазисе —
Уйгурского идикутства и в Кашгарии — государства Караханидов,
просуществовавших соответственно 200, около 500 и около 400 лет.
Именно в эпоху Арсланханов и Караханидов в жизни уйгурского народа
происходят огромные сдвиги, идет его дальнейшая политическая
консолидация и упрочение независимости. На обширной единой территории —
от Комула
(на востоке) до Ферганы (на юго-западе) на землях двух уйгурских
государств: Уйгурии Арсланханов и государства Караханидов — произошло
слияние кочевых уйгуров с оседлыми уйгурами. Процесс консолидации
уйгуров в единый народ завершился в IX—Х вв.»
Здесь следует дать небольшое пояснение в плане использования
терминов. Дело в том, что например, слово «Джунгария», широко
используемое сегодня, вошло в научный оборот лишь после образования и
усиления Джунгарского ханства, то есть после XV века.
Таким образом, во время существования вышеупомянутых уйгурских
государств, никаких джунгар еще даже не было, а значит, эта часть
исторической родины уйгуров естественным образом являлась частью Уйгурии
(СУАР). Тем более, что она входила в состав Уйгурского каганата, а
затем именно там находилось Уйгурское государство Идикутов.
Что касается использования здесь термина «Восточный Туркестан», то он
лишь подчеркивает тот неоспоримый факт, что эта земля тюрков, а не
монголов, китайцев или тибетцев. Другое дело, что это — историческая
родина одного из тюркоязычных народов, а именно уйгуров, которые уже в
то время составляли подавляющее большинство населения региона. Кроме
того, другие тюркоязычные народы имели и имеют свои национальные
территории в другой, западной части Туркестана.
Таким образом, вся территория Уйгурии с IX река была разделена между
тремя уйгурскими государствами: на севере это Уйгурское государство
Идикутов, на юге — Уйгурское Караханидское государство, на востоке —
Уйгурское Кянсуйское государство. Практически все уйгурские области и
крупнейшие города были объединены этими государствами. Говоря о городах,
мы имеем в виду: Сандиб, Кумул, Турфан, Бешбалык, Карашар, Кучар, Аксу, Баласагун, Кашгар, Яркенд, Хотан и т. д.
Существование трех уйгурских государств на территории исторического
Уйгурии определило и их приоритеты взаимодействия с соседями. Из истории
известны даже случаи и политического объединения частей Уйгурии с
другими государствами. Так, Уйгурское государство Караханидов
все время укрепляло взаимоконтакты с мусульманскими странами
Центральной Азии и на определенном этапе объединившись с ними, имело
границу аж до Амударьи. А скажем, Уйгурское буддистское государство
Идикутов, например, при Чингиз-хана вошло в состав Монгольской империи
на правах пятого улуса, то есть без войны. Более того "в 1209 году
Идикут Баурчук — правитель уйгуров, отверг покровительство каракитаев,
чтобы принять покровительство Чингиз-хана.
Представитель Гурхана в Уйгурии — некто Чукам, находившийся в Турфане
или Кара-ходже, был убит. Чингиз-хан, который всегда симпатизировал
уйгурам, предложил свою дочь Алтун-бике в жены Идикуту.
Что касается Уйгурского Кянсуйского государства, то оно вело интенсивную торговлю с Китаем и в XI веке было ликвидировано тангутским государством Си-Ся.
Вошедший в состав Монгольской империи Уйгурия (Уйгурское государство Идикутов — добровольно, а Уйгурское государство Караханидов — путем военной интервенции), в XIII веке, после разделения империи между наследниками Чингиз-хана, практически полностью попал в улус его второго сына — Чагатая.
Именно поэтому староуйгурский язык называют чагатайским. Лишь восточная
часть страны — Турфан и Кумул вошли в состав улуса Угэдэя, — третьего
сына Чингиз-хана, провозглашенного Великим ханом. О роли уйгуров в
Монгольской империи широко известно. Здесь нам хотелось бы подчеркнуть
лишь то обстоятельство, что уйгурская письменность, воспринятая
монголами в качестве государственного письма, применялась на всем
пространстве, подконтрольном монгольским правителям. Говоря конкретно об
улусе Чагатая, отметим, что в его составе находились и земли, выходящие
далеко за пределы исторического Уйгурии. В частности, это: современный
Узбекистан, южная часть Казахстана, северная и восточная часть
Афганистана, Таджикистан, Кыргызстан. Другими словами — это та часть
Центральной Азии, которую принято называть Туркестаном.
В середине XIV века из Чагатаева улуса выделяется Могольское государство, которое покрывало территорию Уйгурии. Слово «могол»
является не этническим наследником слова «монгол», а скорее династийным
его приемником. То есть основное население Моголистана было
тюркоязычным, а точнее, они были уйгурами, но их правители считали себя
потомками Монгольских ханов. Точно также, скажем, основатели Империи
Великих Моголов в Индии не были этническими потомками монголов, но
наследовали их династийное величие. Столицей Могольского государства был
провозглашен город Бешбалык, уже бывший одно время столицей Уйгурского
государства Идикутов.
В XV веке уйгуры потеряли часть своего государства. Племена ойратов — западных монголов, закрепившись на севере Уйгурии, создали там сильное Джунгарское ханство. Как пишут исследователи этого периода, «…ойратские (джунгарские) феодалы установили господство над уйгурами, киргизами
и другими народами, населявшими Восточный Туркестан (в данном
контексте — юг Уйгурии) и Джунгарию (в данном контексте — север
Уйгурии)» Отсюда совершенно ясно, что: 1. Джунгары оккупировали
территорию других народов, в частности, уйгуров, и 2. Признается, что
уйгуры представляли собой основное население как Восточного Туркестана,
так и Джунгарии, то есть, как юга, так и севера Уйгурии.
Потеряв на время северную часть Уйгурии, уйгуры тем не менее вернули
себе восток страны, а именно Турфан и Кумул, которые были затем
исламизированы. «Старший сын Ахмеда — Мансур, после смерти своего отца,
был признан как правитель Уйгурии, в Турфане, в Карашахаре и в Куче».
В XVI веке Уйгурия приобрел новое название: Мамлакат и Могулия (Государство Моголия). Столицей этого государства был провозглашен город Яркенд.
Особенностью Уйгурского государства в XVI—XVII веках
является то, что политическая жизнь страны во многом определялась
деятельностью ходжей. Две исламские секты ходжей — «белогорцев» и
«черногорцев» на протяжении двух веков соперничали друг с другом за
влияние в Уйгурии. В конце XVII века к власти пришел лидер белогорцев — Аппак Ходжа.
Однако, продолжавшиеся склоки создали благоприятную почву для того,
чтобы вся территория Уйгурии оказалась под влиянием джунгаров. На севере
Уйгурии существовало достаточно сильное Джунгарское ханство, на юге
Уйгурии — Уйгурское государство Моголия, попавшее в зависимость от
джунгар.
XVIII век
явился для уйгурского народа периодом тяжелых испытаний. Территория
Уйгурии подверглась оккупации, сопровождавшейся истреблением мирных
жителей. Империя Цин
начала завоевательные походы с восточной части Уйгурии. «За короткий
срок маньчжуро-китайские войска овладели Хами (Кумул) и Турфаном. Однако
их дальнейшее наступление в Восточном Туркестане не принесло им
успеха».
Это произошло в 1717 году.
Продвигавшиеся далее войска империи Цин встретили сопротивление не
только со стороны Джунгарского ханства, но и части уйгуров юга Уйгурии.
Осуществив захват этой территории, войска империи Цин стремились не
просто «…окончательно ликвидировать ойратское государство, но и физически уничтожить ойратов как народ…
Ойраты (джунгары) поголовно вырезались, несмотря на пол и возраст, что вызывало паническое бегство все большего числа людей на север, в пределы Российской империи»
Таким образом к 1756 году
северная часть Уйгурии была захвачена маньчжуро-китайскими войсками.
Что касается южной части Уйгурии, то ее судьба была предрешена по
причине междоусобных конфликтов, умело используемых завоевателями. В
связи с тем, что практически все ойратское (джунгарское) население
Уйгурии было уничтожено, либо бежало, силами сопротивления на всей
территории страны руководили потомки известного уйгурского религиозного
авторитета — лидера секты белогорцев — Аппак Ходжи, — братья Бурханэддин
и Ходжа Джихан. Однако уже на начальном этапе борьбы им противостояли
черногорцы во главе с Яхья Ходжой.
Братьям Бурханэддину и Ходжа Джихану удалось разгромить своих
политических противников, но сплотить население Уйгурсгана перед лицом
внешней опасности полностью не удалось. Братья Бурханэддин и Ходжа Джихан
еще во время начала оккупации Уйгурии маньчжуро-китайскими войсками,
оказывали посильную помощь ойратам, хотя их родина и находилась в
зависимости от ойратов. Однако братья понимали, что маньчжуро-китайская
оккупация — явление во много раз страшнее и опаснее ойратского влияния. В
1758 году
Ходжа Джихан объявляет себя правителем Уйгурии под именем Батур Хан. В
целом ему удавалось контролировать ситуацию, хотя в некоторых городах
еще находились его политические противники из числа уйгуров, которые в
последующем перешли на сторону врагов. Продвигаясь на юг Уйгурии, маньчжуро-китайские войска «…овладели городами Куча, Шаяр и Сайрам. В Аксу и Уч-Турфане против Бурханэддина и Ходжа Джихана выступили местные беки, сдавшие эти города Чжао Хою…» К концу августа 1759 года был взят Яркенд (беки изменили Бурханэддину). Примерно тогда же пал Кашгар.
Таким образом попытка братьев Бурханэддина и Ходжа Джихана отстоять
независимость Уйгурии не увенчалась успехом. Основные причины поражения
заключались в отсутствии единства среди уйгурских лидеров.
В результате завоевания маньчжуро-китайскими феодалами Джунгарии и
Восточного Туркестана обе области фактически превратились в колонии
Цинской империи… в 1760 г., были искусственно сведены в особую военно-административную единицу — имперское наместничество Синьцзян (Новая граница, или Новая территория).
Уйгурский народ никогда не мирился с потерей независимости. Уже в год
образования наместничества, то есть в 1760 году произошло крупное восстание
в Кашгаре. Через пять лет жители Уч-Турфана, на юге Уйгурии, в течение
нескольких месяцев вели вооруженную борьбу. Возглавлял восстание Рахматулла.
Подавив эти выступления уйгурского народа, маньчжуро-китайские
оккупационные власти насильственно переселили часть уйгурского населения
с юга на север Уйгурии. Эта акция преследовала двойную цель. Во-первых,
необходимо было несколько разрядить обстановку и поэтому такого рода
переселение было в некотором смысле ссылкой для наиболее активных борцов
за свободу. Во-вторых, уничтожив более миллиона ойратов,
маньчжуро-китайское правительство рассчитывало посредством использования
труда уйгуров, содержать оккупационную армию на севере Уйгурии. Именно в
то время переселенцев — уйгуров и нарекли маньчжурским словом
«таранчи», что означает — землепашец.
Выступления уйгуров за независимость проходили постоянно. За период
XVIII—XX веков их было около 400. Интересный момент, но борьбу за
свободу возглавляли как представители секты «белогорцев», так и
представители секты «черногорцев». Что касается крупных, так назывемых «восстаний ходжей», то в XIX веке они вспыхивали в 1814 году во главе с Тилла-кари, в 1816 в году во главе с Зияутдином, в 1818 году во главе с Джахангир-ходжой, который в 1826—1828 годах
возглавив борьбу вторично, сумел организовать силы сопротивления.
Овладев важными стратегическими пунктами юга Уйгурии, такими как Кашгар,
Яркенд, Хотан, Янгигисар, Джахангир-ходжа пытался наступать, правда безуспешно, на Аксу, Карашар, Кучар, Уч-Турфан. Потерпев поражение в решающей битве, Джахангир-ходжа был схвачен, увезен в Пекин
и казнен. Как отмечают исследователи, "по свидетельству Вэй Юаня,
маньчжуро-китайские карательные силы с необычной жестокостью
расправлялись с уйгурскими повстанцами. Так, он пишет «Сколько убито
неприятелей, не было счета, живыми схвачено 4000». Однако, значение
восстания Джахангир-ходжи огромно. Как пишет Ч. Валиханов, «После
джангирского восстания обнаружилась вся слабость китайцев, которые до
тех пор для азиатцев казались непобедимыми. Кашгарские патриоты ожили
духом и получили новую и сильную надежду к возвращению самостоятельности
своего Отечества». Уже через два года, в 1830 году,
брат Джахангир-ходжи — Юсуф-ходжа организовал новое движение и с
территории Коканда направился в Уйгурия. Ему удалось освободить Кашгар и
Янгигисар. Однако в дальнейшем Юсуф-ходжа вынужден был вернуться в
Коканд. Через 17 лет, в 1847 году известный уйгурский деятель Валихан Тура сумел также освободить Кашгар и Янгигисар, но не сумел развернуть наступление.
После подписания в июле 1851 года Кульджинского договора
между Россией и Китаем, взаимоотношения этих двух стран значительно
улучшились, однако это не отразилось на судьбе уйгурского народа.
Продолжая испытывать гнет, уйгурские ходжи в 1855 году вновь попытались овладеть Кашгаром… В течение 1856—1857 годов также предпринимались действия в этом направлении. Летом 1864 года
восстали жители Кучара, что расположен в самом центре Уйгурии. На юге
страны волнения произошли в Кашгаре, Яркенде, Хотане. Восстание
перекинулось на север, где началось выступление в Илийском крае, и таким
образом практически вся страна была охвачена событиями. Однако, распри и
междоусобицы, непонимание единых целей сводили на нет успехи
восставших. На начальном этапе восстания, в 1864 году лидером движения
был признан правитель Кучара — «черногорец» Рашиддин. Приняв титул
Хан-ходжи, он немедленно предпринял шаги к расширению базы восстания. Во
многом ему это удалось. Однако в 1866 году
с прибытием в Кашгар из эмиграции «белогорца» Бузрук-ходжи,
междоусобицы возобновились, что конечно же сказалось на ситуации.
Одновременно в 1866 году правителем Илийского Края объявил себя Алихан, приняв титул султана. В результате Уйгурия оказался расколот на мелкие образования.
К этому времени на территории Уйгурии фактически оказалось пять государств. Это: Кучарское ханство, Кашгарское ханство, Хотанское исламское государство, Урумчийский султанат, Илийский султанат.
Естественно, уйгурские политические деятели понимали необходимость
объединения страны. Однако в силу личных амбиций, они не могли
договориться. Руководитель восстания в Кучаре — Рашиддин-ходжа
(Хан-ходжа) не признавался Кашгарскими деятелями, а скажем, правитель
Кашгара — Бузрук-ходжа, не пользовался авторитетом среди лидеров других частей Уйгурии.
Роль объединителя нации и страны взял на себя Якуб-бек,
один из военачальников из Кашгара, прибывший ранее из Коканда. Проведя
мероприятия по усилению армии, он при ее помощи сумел устранить
несговорчивых ходжей и объединить страну. Все государственные
образования на территории Уйгурии вошли в состав государства Якуббека.
Это государство было провозглашено в 1865 году и называлось Йеттишар (государство Семи городов). На период его существования Уйгурия фактически в течение 13 лет был независимым государством. В 1870 году Якуб-бек сумел присоединить к государству Йеттишар и Урумчийский султанат.
Что касается Илийского (Таранчинского) султаната, то в 1871 году
он был оккупирован русскими войсками. Военные столкновения уйгуров и
русских начались в 1870 году. «Поводом к открытию военных действий
послужила попытка казахов из рода кызай в конце 1870 года откочевать в Кульджу.
Бегство волостного управителя кызаевцев прапорщика Тазабека в апреле
1871 года в Кульджу и отказ Илийского султаната выдать его в назначенный
срок заставили генерала Колпаковского
усилить пограничные отряды и послать особый отряд». Оккупировав
Илийский Край Уйгурии, русские войска находились там в течение десяти
лет.
Между тем, государство Йеттишар
безуспешно пыталось добиться признания своей независимости. Политика
Якуб-бека была основана на лавировании между могущественными соседями
Уйгурского государства — тремя империями: Российской, Британской и
Китайской. К сожалению ни Россия, ни Британия не признали независимости
государства Йеттишар. Империя Цин, тем временем, отвергнув даже предложение Якуббека на автономию, предприняла широкомасштабные военные действия. В 1877 году Якуббек был отравлен, а Уйгурия повторно оккупирован войсками династии Цин. Среди мирных жителей были проведены массовые аресты и казни. Командующий китайскими войсками генерал Цзо Цзунтан вошел в историю как палач уйгурского народа. По Ливадийскому договору 1879 года и Илийский Край возвращался Россией — Китаю. В 1881—1883 годах русские войска были выведены из Илийского Края — северо-западной части Уйгурии. В 1884 году китайская администрация вновь переименовала Уйгурию в Синьцзян, административным центром которого стал город Урумчи. Религии
Как важный канал и узел в экономическом и культурном обмене между
Востоком и Западом Синьцзян издревле является районом сосуществования
многих религий. До проникновения ислама в Синьцзян вдоль Шелкового пути уже распространялись многие религии — зороастризм, буддизм, даосизм, манихейство и несторианство,
которые процветали в различных районах вместе с первобытной местной
религией. После проникновения ислама в Синьцзяне продолжали
сосуществовать различные религии, к тому же к ним прибавились еще и католичество.
До проникновения извне других религий древние местные жители
Синьцзяна исповедовали первобытную местную религию, которая затем
развилась в шаманизм.
Некоторые национальные меньшинства в Синьцзяне по сей день в разной
степени исповедуют первобытную религию и шаманство и связанные с ними
обычаи.
Возникший приблизительно в IV веке
до нашей эры в древней Персии зороастризм, который в Китае называют
сяньцзяо (поклонение огню), проник из Средней Азии в Синьцзян. С эпохи
Южных и Северных династий до династий Суй и Тан поклонение огню было
широко распространено в различных районах Синьцзяна, но особенно в
Турфанском районе. В тот период гаочанские
власти создали специальные органы и назначили чиновников для усиления
контроля над этой религией. Некоторые национальности Синьцзяна,
исповедующие сегодня ислам, раньше исповедовали зороастризм.
Приблизительно в I веке до нашей эры зародившийся в Индии буддизм
проник в Синьцзян через Кашмир. Вскоре при всемерном насаждении
господствующими правителями буддизма в различных районах он стал главной
религией в Синьцзяне. В период расцвета буддизма в оазисах вокруг
Таримской впадины было возведено множество буддийских храмов и
монастырей, сложилось множество общин монахов и монахинь, возникли такие
знаменитые буддийские центры, как Юйтянь, Шулэ, Цюцы и Гаочан.
В Синьцзяне буддизм достиг своих высот в скульптуре, живописи, музыке,
танцах, в зодчестве монастырей и традициях каменных пещер, он оставил
богатое и ценное культурное наследие, обогатив китайскую и мировую
сокровищницу культуры и искусства.
Приблизительно в V веке
процветавший во внутренних районах даосизм был принесен ханьцами в
Синьцзян. Но распространялся он не широко, в основном в Турфане и Хами,
где компактно проживали ханьцы. И лишь в династию Цин он распространился
во всех районах Синьцзяна.
Приблизительно в VI веке из Персии через Среднюю Азию в Синьцзян проникло манихейство. В середине IX века
уйгуры, государственной верой которых было манихейство, после
переселения в Синьцзян способствовали развитию этой веры в Синьцзяне.
Исповедующие манихейство уйгуры построили в Турфанском
районе множество монастырей, пробили каменные пещеры, перевели каноны,
обогатили искусство фресками, распространяя таким образом догмы и
культуру манихейства. До и после проникновения манихейства в Синьцзяне
появилось несторианство (раннее течение в христианстве), но оно не
смогло распространиться широко и процветало в династию Юань
(1206—1368 гг.) лишь по той причине, что множество уйгуров приняли эту
веру.
В конце IX века и начале X века
в южные районы Синьцзяна из Средней Азии проник ислам. В середине X
века Караханская династия развязала против княжества Юйтянь религиозную
войну — войну ислама с буддизмом, продолжавшуюся более 40 лет. В начале
XI века после распада княжества Юйтянь, ислам распространился по всему
Хотанскому району. В середине XIV века Чагадайское ханство (вассал,
основанный вторым сыном монгольского хана Чингисхана в западном регионе)
стало насильно насаждаться ислам, который стал главной религией
монголов, уйгуров, казахов, киргизов и таджиков Чагадайского ханства. В
итоге в начале XVI века ислам пришел на смену буддизму и стал главной
религией в Синьцзяне.
После того как ислам стал главной религией уйгуров и других
национальностей, в Синьцзяне постепенно исчезали зороастризм,
манихейство и несторианство, которые раньше исповедовали эти
национальности, но по-прежнему существовали буддизм и даосизм. Более
того, начиная с династии Мин большое развитие получил тибетский буддизм,
ставший вместе с исламом главной религией в Синьцзяне. В конце XVII
века вождь исламской секты «байшань» Апак ходжа ламаистскими силами
уничтожил своих политических врагов — Караходжа, в результате рухнуло
Ярканское ханство (местная власть с центром в нынешнем Шачэне,
установленная потомками монгольского хана Чагадая в 1514—1680 г.). Это
свидетельствовало о том, что ламаизм в то время имел большое влияние.
Примерно с XVIII века в Синьцзян пришли христианство и католичество,
сравнительно большое развитие имели буддизм, даосизм и шаманство. На
севере и юге Тяньшаня появилось множество монастырей и храмов этих
религий, некоторые мусульмане даже перешли в католичество и лоно других
религий.
Исторически религии в Синьцзяне непрерывно эволюционировали, однако
после того как в Синьцзян извне проникли различные религии, там всегда
сохранялось сосуществование многих религий. Сегодня в Синьцзяне главными
религиями являются ислам, буддизм (включая ламаизм), христианство
(католичество) и даосизм. Среди некоторых национальностей по-прежнему
сравнительно большое влияние имеет шаманство.
|